В СПбГМТУ готовы решать серьезные задачи
Раздел: Новости
В Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете прошло расширенное заседание ученого совета.
По основному вопросу «О задачах университета по обеспечению судостроительных предприятий и военно-морского флота высококвалифицированными инженерными кадрами» выступил и.о. ректора Евгений Апполонов.
Он отметил, что было принято решение провести заседание в расширенном составе, с тем, чтобы проинформировать ученый совет, профессорско-преподавательский состав, студентов и сотрудников университета о серьезных событиях, напрямую касающихся ближайших перспектив развития вуза.
По словам Евгения Апполонова, 4 апреля состоялось совещание руководителей органов государственной власти, посвященное вопросу развития кораблестроительного образования на примере СПбГМТУ. Евгений Апполонов рассказал о решениях, принятых по итогам совещания и о задачах, стоящих перед университетом.
Перед судостроительной промышленностью поставлены серьезные задачи, связанные с освоением арктического шельфа, Северного морского пути, с неукоснительным выполнением государственного оборонного заказа. Все это требует существенного развития кораблестроительного образования и обеспечения предприятий квалифицированными кадрами. И для успешного решения этой задачи у «Корабелки», по словам Евгения Апполонова, теперь имеются все возможности.
В совещании, прошедшем под председательством Николая Патрушева принимали участие представители ВМФ РФ, Минобороны РФ, Минпромторга РФ, Минобрнауки РФ, Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, ОАО «ОСК» и других органов власти и организаций.
И.о. ректора СПбГМТУ прокомментировал решения, принятые по итогам совещания, в котором он лично участвовал. Эти решения были отражены в протоколе и поддержаны Президентом РФ Владимиром Путиным.
Протокол совещания дал поручения заинтересованным ведомствам, Крыловскому центру и СПбГМТУ. Первый блок поручений был адресован Минпромторгу РФ.
Поставлен вопрос потребностей в кадровом обеспечении отрасли. Количество студентов, которые должны обучаться в университете, необходимость расширения лабораторной базы - все это упирается в прогноз потребностей, существующих в судостроении. Такой прогноз предложено выполнить Минпромторгу в качестве ответственной организации. В работе будут участвовать и ОАО «ОСК», Крыловский ГНЦ и СПбГМТУ. Прогноз потребностей должен базироваться на прогнозе развития кораблестроения и судостроения в стране. Исходя из прогнозов развития судостроительных предприятий, будет определяться необходимый уровень и количество выпускников и требования к их подготовке.
Еще один пункт протокола касается участия университета в НИОКР, ФЦП, фундаментальных поисковых исследованиях. Уже сейчас сделано немало. За несколько месяцев с начала 2014 года университет получил ряд серьезных контрактов, над которыми сейчас идет работа.
Говоря о разнице, существующей между сотрудниками научных институтов и преподавателями вузов, Евгений Апполонов подчеркнул, что нельзя одинаково подходить к этим двум категориям специалистов. Профессорско-преподавательский состав в вузах имеет значительную нагрузку в виде лекций, практических занятий. Кроме того, необходимо готовить учебно-методические пособия, учебные планы, публиковаться. Половина рабочего дня, как минимум, уходит у преподавателей на решение вопросов, связанных с образовательным процессом.
«Решить вопрос об увеличении объема научной работы в университете только за счет НИОКР – достаточно сложная задача. Мы крайне нуждаемся в увеличении объема фундаментальных и поисковых работ, что суть от сути является университетской деятельностью» – говорит Апполонов.
«Университетская наука играет первостепенную роль в развитых зарубежных странах и базируется на грантах, которые не требуют существенной отчетности о полученных результатах. Мы крайне заинтересованы в увеличении объемов поисковых фундаментальных исследований, надеемся этим подтянуть в университет талантливую молодежь, оживить работу студентов» - замечает и.о. ректора СПбГМТУ.
Руководство СПбГМТУ уже побывало в Минобрнауки РФ, где встречалось с заместителем министра Александром Климовым. Состоялся конструктивный разговор, итоги которого позволяют надеяться, что возможности финансирования университета за счет фундаментальных и поисковых исследований тоже будут развиваться.
Еще один пункт принятых решений касается повышения привлекательности трудовой деятельности выпускников университета. Есть надежда на реальную помощь со стороны ОАО «ОСК» и Минпромторга. Ведущие предприятия должны помочь вести пропагандистскую работу среди абитуриентов и студентов. Необходимо открыто и активно демонстрировать, что кораблестроительное образование даст будущим выпускникам возможность работать в высокотехнологичной, хорошо оплачиваемой отрасли, которая представляет чрезвычайную важность для развития страны в целом. Ведь отрасль способствует не только развитию судостроения, но и ряда других отраслей – машиностроения, химической промышленности и т.д. Как известно, на одного судостроителя приходится 6 работников в других отраслях промышленности, вовлекаемых в процесс создания судов. Совместные усилия в означенной области поспособствуют привлечению в СПбГМТУ абитуриентов с более высокой начальной подготовкой, повышению среднего балла ЕГЭ, что очень важно для лица университета во внешнем мире.
Вообще, отметил Аполонов, без привлечения молодежи невозможно дальнейшее развитие университета. А молодежь на работу в вуз можно привлечь только на основе повышения авторитета и уровня оплаты преподавательского труда. Совещание, признав важность этой позиции, поручило университету разработать комплекс мер для решения этой задачи.
Важным пунктом является заключение соглашения с ОАО «ОСК». Взаимодействие с ОСК – принципиально для университета, поскольку корпорация - основной потребитель выпускников вуза. По словам Апполонова, существует договоренность, что ОСК действительно берет на себя решение задач как по привлечению университета к научной работе, так по соответствующему заказу выпускников «Корабелки» на подведомственных ОСК предприятиях.
На совещании не был обойден вниманием и вопрос имущественного комплекса университета. Евгений Апполонов отметил, что еще 5 лет назад Крыловский научный центр переживал не лучшие времена, там были те же самые проблемы, которые сегодня наблюдаются в «Корабелке». После начала реализации ряда ФЦП в поддержку промышленности, Крыловский центр стало не узнать. Вложено много средств в модернизацию экспериментальной базы, в строительство новых объектов, в компьютерное обеспечение. Евгений Апполонов отметил, что даже такая уникальная организация не смогла в свое время только за счет саморазвития обеспечить эффективное функционирование и привлечение молодежи. Модернизация имущественного комплекса и лабораторной базы университета вопрос сложный, но решаемый – подчеркнул Евгений Апполонов. Будет начата проработка финансово-экономического обоснования создания кампуса в Ульянке.
Далее Апполонов отметил, что мнение о необходимости готовить специалистов в течение 5,5 лет, было услышано на совещании и соответствующие поручения уже даны. Заместитель министра образования и науки Александр Климов, с которым этот вопрос также обсуждался, высказал такую мысль: если 4 года не хватает для подготовки полноценных бакалавров, вуз может ввести программу бакалавриата, рассчитанную на 5 лет, а магистерскую подготовку ограничить одним годом.
О работе по созданию базовых кафедр членам ученого совета доложил проректор по учебной работе Владимир Тряскин. По его словам, перечень базовых кафедр на ключевых предприятиях судостроительной отрасли должен быть разработан и утвержден до 1 августа 2014 года. Вопрос не является новым. За последние 10-20 лет он неоднократно обсуждался. Формально в университете существует полтора десятка базовых кафедр, но фактически работают пока единицы. Успешно функционирующая кафедра кораблестроения создана на базе ЦКБ «Алмаз». Ежегодно 3-5 выпускников университета получают приглашение в это знаменитое конструкторское бюро. В настоящее время решается вопрос о дополнительной оплате труда преподавателей СПбГМТУ за счет средств предприятий-партнеров.
Ряд базовых кафедр предполагается создать в Крыловском государственном научном центре. Вдобавок к уже действующей там кафедре прочности конструкции корабля будут созданы кафедры гидродинамики и теории корабля, гидротехники, акустики, корабельной энергетики, проектирования судов и морских инженерных сооружений. Предполагается создание кафедры по арктической технике. Здесь будут задействованы «Балтийский завод», ЦКБ «Айсберг», ЦКБ «Балтсудопроект».
«Адмиралтейские верфи», ЦКБ «Рубин» и ЦКБ «Малахит», по словам Тряскина, примут участие в создании базовых кафедр по подводной технике. Ряд кафедр планируется создать в Центре технологии судостроения и судоремонта, в том числе, кафедры - судового машиностроения, морского приборостроения и др.
В создании базовых кафедр по надводному кораблестроению будут участвовать «Северная верфь», «Невский судостроительно-судоремонтный завод», ведущие конструкторские бюро – «Северное проектно-конструкторское бюро», ЦКБ «Алмаз» и ЦКБ «Айсберг».
Ряд кафедр будет создан на приборостроительных концернах «Электроприбор», «Гидроприбор», «Океанприбор» и «Аврора». В завершающей стадии находится создание кафедры физических полей объектов морской техники и океана на базе профильного отделения Крыловского государственного научного центра. Ученый совет утвердил положение об этой базовой кафедре, что уже дает возможность подписания договора с Крыловским ГНЦ – пояснил проректор по учебной работе СПбГМТУ.
С сообщением о введении самостоятельных образовательных стандартов выступил проректор по научной работе Анатолий Филимонов. Право университета устанавливать самостоятельные образовательные стандарты, по словам Филимонова, фактически имеется уже несколько лет, появившись после выхода указа Президента РФ от 20 января 2011 года. Пока университет этим правом не воспользовался. «Теперь, после решений, принятых по итогам совещания, состоявшегося в аппарате Совета Безопасности РФ, возник удобный случай воспользоваться этим правом», - подчеркнул проректор по научной работе.
При этом, по мнению Филимонова, формирование стандартов не должно сводиться к простому, формальному внесению изменений и дополнений в соответствующие разделы федерального государственного образовательного стандарта, как было сделано многими университетами.
При разработке стандартов их содержание, структура должны усиливать практическую ориентированность образовательных программ и взаимосвязь с реальным сектором экономики и производства, должны отражать дополнительные требования к кадровому и информационному обеспечению образовательного процесса, а также специфику научных исследований университета и взаимодействия университета с организациями–работодателями – уверен Анатолий Филимонов.
В стандартах должны получить отражение дополнительные требования к материально-техническому обеспечению, что означает создание научно-производственными организациями судостроительной промышленности и оборонно-промышленного комплекса – лабораторий, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность в университете.
Эта деятельность должна осуществляться с учетом образовательных программ, входящих в стандарты, с учетом тематики университетских научных исследований и организаций, создающих лаборатории в университете.
Главные акценты в образовательных программах, считает Филимонов, должны быть сделаны на проектирование, технологию производства и качества элементов и их использования в производственном процессе. На испытания и эксплуатацию морской техники, в том числе морского подводного оружия, корабельного вооружения. По мнению Филимонова, необходимо, используя созданный научно-исследовательской частью университета опережающий научно-технический задел, разработать и реализовать комплекс самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов по всем уровням высшего профессионального образования.
Для обеспечения реальной практической подготовки студентов в формате самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов развития материально-технической базы и научно-производственного процесса необходимо создать в университете новые лаборатории по основным направлениям научно-образовательной деятельности университета.
Подобная схема действия позволит, во-первых, более гибко выстраивать учебно-научный процесс, обеспечивать высокую квалификацию выпускникам университета, что в свою очередь даст возможность готовить высококвалифицированных инженеров, востребованных конкретными предприятиями ОПК и судостроения. Такой подход сможет восстановить воспроизводственный механизм подготовки кадров и совершенствовать подготовку высококвалифицированных молодых преподавателей и ученых, и тем самым, обеспечив системную кадровую политику в судостроительной отрасли.
Филимонов сообщил, что для подготовки молодого преподавательского и научного состава СПбГМТУ в университете планируется создать специальную внутривузовскую программу, реализующую подготовку 10 специалистов для университета в аспирантуре на платной основе за счет накладных расходов научно-исследовательской части.
В завершение своего выступления Филимонов внес предложение о создании рабочей группы по разработке самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов, а также предложил установить сроком введения собственных стандартов - 1 сентября 2014 года. Регламентированная продолжительность обучения в СПбГМТУ составит для бакалавра – 5 лет, для магистра – 1 год, для специалиста – 5,5 лет.
Начальник Учебного военного центра университета Альберт Акопян в своем сообщении остановился на развитии учебно-материальной базы Учебного военного центра. По его словам, совместно с главкоматом ВМФ уже разработаны определенные направления по повышению эффективности материальной базы центра. Она будет состоять как из действующих, так и «холодных» механизмов для привития практических навыков выпускникам- офицерар по обслуживанию и эксплуатации морского оружия (мины и торпеды), а также по энергетике и кораблестроению. В этом году из университета выпускается около 35 человек с назначением на офицерские должности. В целом за 5 лет будет выпущено 189 офицеров. Большая часть выпускников привлекается к деятельности в военных представительствах на предприятиях судостроительного профиля – отметил Альберт Акопян.
Выступивший на заседании совета помощник главнокомандующего ВМФ, начальник группы военного образования Олег Сурганов подчеркнул, что случай рассмотрения на Совете безопасности РФ вопросов, имеющих отношение к конкретному вузу – экстраординарен. Что, во-первых, свидетельствует о роли, которую играет университет в системе подготовки морских инженеров, а во-вторых, является реальной попыткой встретить вызовы, с которыми столкнулась система подготовки кадров.
Обсуждаемые проблемы схожи с проблемами системы военного образования, подчеркнул капитан первого ранга. В военных вузах реализуются только программы специалитетов, и существуют специальности с нормативом срока обучения 5,5 лет. Целью главкомата ВМФ является формирование учебно-материальной базу учебного-военного центра СПбГМТУ на уровне не ниже имеющегося в ведомственных вузах военного образования. Впоследствии военная кафедра СПбГМТУ должна будет превратиться в межвузовский центр военной подготовки и на базе этого центра будет организована не только подготовка офицеров, но также старшин и матросов запаса. Через некоторое время Учебный военный центр СПбГМТУ станет базовым и для других вузов в решении этой задачи, добавил Сурганов.
«Анализ реализуемости программ, рождаемых в ведомствах, говорит о том, что если инициатива идет только сверху, то вряд ли эта программа будет согласована и реализована. Успешно реализуются программы, инициатива которых идет снизу и поддерживается сверху. Поэтому главное командование ВМФ расценивает совместную с университетом работу в рамках реализации решений Совета безопасности РФ как хорошую возможность при государственной поддержке решить накопившиеся проблемы. Для университета это действительно шанс сделать рывок вперед и остаться ведущим в стране вузом по подготовке морских инженерных кадров» – завершил свое выступление Олег Сурганов.
Президент НТОС им. академика А.Н.Крылова Владимир Александров, напомнив о том, что государство выделило немалый объем средств на разработку новой техники и технологий в сфере судостроения, подчеркнул, что главной задачей на сегодня является подготовка кадров.
Морской технический университет должен готовить специалистов для судостроительной промышленности всей России, а не только для предприятий Петербурга – сказал Александров. Сегодня есть все возможное и необходимое, чтобы поднять эту работу на новый уровень. Уже состоялся ряд конструктивных встреч, руководство университета активно устанавливает деловые взаимоотношения с предприятиями, конструкторскими бюро, научно-исследовательскими институтами. Со стороны руководителей судостроительных предприятий имеется полная поддержка. С приходом нового руководства в ОАО «ОСК» возникает надежда заложить в бюджеты предприятий, входящих в корпорацию, необходимые средства на подготовку кадров. СПбГМТУ должен стать базовым центром образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов судостроительной промышленности – считает Владимир Александров.
Представитель Минпромторга РФ Владимир Конопацкий отметил, что государством поставлены важнейшие задачи в деле совершенствования подготовки кадров для морской индустрии, и их необходимо выполнять. При этом решающими факторами в достижении успеха становятся - энергия руководства университета, слаженная работа всех подразделений вуза, хорошие взаимоотношения с другими организациями. Министерство промышленности и торговли, подчеркнул Конопацкий, готово оказать самое активное содействие университету в этой работе.
От городского комитета по промышленной политике и инновациям на заседании ученого совета присутствовал Дмитрий Прожерин. Он напомнил, что вопрос потребности в кадрах для промышленности Санкт-Петербурга и ее судостроительной составляющей поднимался на заседании промышленного совета Петербурга в ноябре 2013 года. Комитетам по труду и занятости, а также по промышленной политике и инновациям поручено составить мониторинг потребности в кадрах на 2014 год. Помощь в его проведении администрации Петербурга окажет и Морской технический университет. Кроме того, Прожерин сообщил, что комитетом выдаются субсидии в части возмещения затрат организаций на подготовку кадров для промышленных предприятий Санкт-Петербурга. Эта сумма в 2013 году составила 15 млн.рублей. В получении субсидий участвовали и промышленные предприятия судостроительной отрасли. В этом году, при сохранении общей суммы субсидирования, комитет планирует начать выдачу субсидий уже с июня – добавил Прожерин.
Заместитель генерального директора Крыловского ГНЦ по инвестиционной работе Михаил Загородников сообщил, что научный центр заинтересован в более широком участии специалистов университета в осуществлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Существуют много интересных и перспективных для разработки научных тем. Визиты на предприятия судостроительной отрасли показывают, что высококвалифицированных специалистов не хватает, и что они очень востребованы. В заключение, Загородников призвал сотрудников СПбГМТУ к более тесному и активному «горизонтальному» взаимодействию и контактам между специалистами Крыловского научного центра и вуза на уровне кафедр, лабораторий и отделений.
Через год университету предстоит отчитаться перед Советом безопасности РФ о выполнении принятых решений. Так что текущий год в жизни университета будет насыщенным и плодотворным. «Мы должны заложить фундамент, позволяющий университету развиваться на пользу судостроительной промышленности, науки и образования нашей страны в целом, решать задачи в области гражданского судостроения и обеспечивать повышение обороноспособности» - сказал Евгений Апполонов, завершая заседание Ученого совета. «Очень важно, чтобы мы развивались как базовый научно-образовательный комплекс, как гарант высоких боевых качеств кораблей ВМФ и конкурентоспособности российских судов и морской техники – подчеркнул и.о.ректора СПбГМТУ.
Комментарии 0