Хорошие финансисты будут востребованы всегда

Раздел: Новости

Интервью первого проректора Международного банковского института Марии Викторовны Сиговой.

— Как вы понимаете термин «непрерывное образование»?
— Риторика life-long learning пришла к нам из европейской методологии и организации образовательного процесса и непосредственно связана с Болонским процессом. Концепция непрерывного образования — это совокупность методик обеспечения образовательным продуктом профессионального роста на протяжении жизни. Чаще всего такие методики разрабатываются непосредственно для определенной сферы профессиональной деятельности. Это не какая-то инновационная идея, которая неожиданно возникла в российском образовательном пространстве. Это результат анализа и концептуального осмысления реализации профессиональных образовательных программ в корреляции с запросами работодателей, с национальными и отраслевыми рамками квалификаций, с профессиональными стандартами. Необходимо создать иерархию квалификаций, согласно ступенькам и уровням образования. Повторюсь, здесь нет ничего нового — это просто методическая основа грамотной реализации профессиональной подготовки.

— Какую роль может играть МБИ в процессе реализации концепции непрерывного образования?
— О МБИ мы можем говорить в отношении определенной сферы деятельности (финансовый сектор). Образовательная организация принимает и анализирует требования профессионального сообщества. Запросы работодателя должны быть обработаны таким образом, чтобы они реализовывались в тех квалификациях и компетенциях, которые являются результатом подготовки по образовательным программам.При этом работодатель не всегда точно представляет, какого именно специалиста хочет. Потому что меняются технологии, все развивается быстро. Не всегда небольшая фирма способна провести серьезный анализ рынка, узнать, как он будет развиваться и какие специалисты понадобятся в будущем. Они могут лишь приблизительно сформулировать свои запросы на сегодняшний день. Образовательная организация должна собрать эти запросы, проанализировать и понять, какой станет будущая квалификация, а затем выдать некую матрицу компетенций, которые получает выпускник.

— Как стремление к реализации концепции непрерывного образования влияет на ваши образовательные программы?
— Мы принимаем участие в реализации проекта Triple E, целью которого является разработка и адаптация образовательной модели Triple E, разработанной Варшавским банковским институтом совместно с Франкфуртской школой. Ожидается, что эта модель будет функционировать как некий стандарт и будет реагировать на изменения в будущих квалификациях финансового сектора. Сама модель применяется к уровням квалификации, то есть не предлагает конкретных детализированных описаний отдельных компетенций, а формулирует общие требования к стандартам.
В соответствии с этими требованиями Европейская ассоциация банковского образования выдает сертификат EFCB (European First Certificate Banking). Мы являемся единственным вузом в России, который имеет право обучать и принимать экзамены и сертифицировать соискателей EFCB.

— Какие факторы сегодня мешают идеальному воплощению принципа непрерывного образования в России?
— Во-первых, это недостаток методической базы. Во-вторых, недостаток взаимной работы профессионального сообщества и того же Министерства образования. Это необходимо для того чтобы полностью соотнести образовательные уровни и запросы работодателей. В Европе существует четкая взаимосвязь между тем, на какую должность вы можете прийти, какую зарплату вы можете получить, и тем, какое образование и какой диплом вы имеете. У нас эта система пока не отлажена. Профессиональное сообщество должно понять, что ему это нужно.

— Ключевым пунктом становится консолидированный подход вузов к взаимоотношениям с работодателями и государством. Расскажите, как вы взаимодействуете с другими вузами — как государственными, так и негосударственными.
— Есть общественная организация, которая объединяет негосударственные вузы — Ассоциация негосударственных вузов. Мы общаемся с руководителями других негосударственных образовательных организаций и стараемся вырабатывать общее мнение негосударственного сектора. Это необходимо, чтобы понимать уровень развития и степень влияния сектора. Мы разрабатываем совместные проекты, представляем совместно выработанные решения на Совете ректоров нашего города, на Совете ректоров России, активно участвуем в их работе, а также в работе общественных организаций — все это для выработки подхода к решению проблем, общих для российских вузов.
Никаких сложностей в диалоге с государственными вузами у нас нет. Имеет место разная специфика проблем, но взаимодействие у нас прекрасное. У нас есть договоренности о сетевом взаимодействии с некоторыми государственными вузами. Недавно мы подписали очередной договор — с Сочинским государственным университетом. Надеемся, что в практическую фазу перейдет договор с Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом и в рамках реализации проекта сетевой магистратуры это взаимодействие проявит себя в полной мере.

— Расскажите подробнее о совместных программах магистратуры.

— Если говорить о Сочинском университете, то предполагается, что часть курсов студент будет осваивать у нас, а на семестр или на другой срок переедет в Сочи, и наоборот. В течение этого периода магистр осваивает часть дисциплин, которые мы здесь потом автоматически засчитываем. Это форма так называемого включенного обучения. Что касается СПбГЭУ, часть программы также осваивается там, а часть — у нас. В Европе академическая мобильность работает гораздо активнее. Можно разные дисциплины осваивать в разных вузах. У нас, конечно, это работает не так динамично, но мы двигаемся в этом направлении.
Сейчас мы с Университетом Турку разрабатываем совместную программу. Самым сложным является синхронизация компетенций, которых требует наш стандарт, и так называемых learning outcomes (результаты обучения), которые выдает западный университет. Перезачет этих дисциплин — сложный процесс. Когда система присвоения компетенций и перезачета кредитов отлажена, программы начинают работать в полную силу. Академическая мобильность так хорошо работает в Европе именно потому, что там эти самые learning outcomes везде, за редким исключением, одинаковы.

— Выпускники каких направлений подготовки МБИ наиболее востребованы?

— У нас стопроцентное трудоустройство. Если говорить о наших будущих стратегических планах, то я остаюсь при мнении, что хорошие экономисты и финансисты будут востребованы всегда. Здесь нет предела совершенству, здесь концепция непрерывного экономического образования не лимитирована какими-либо границами. Хороший экономист востребован в любой сфере, практически на любом предприятии. При этом развиваться он может непрерывно — как в плане управления, так и «вширь», осваивая специфику конкретного направления. Финансисты востребованы в той же степени. Мы тесно сотрудничаем с банками, и выпускников нашего вуза берут туда на работу с удовольствием, потому что не сомневаются в высоком уровне их подготовки.
Все более востребованным на рынке становится направление прикладной информатики. На специалистов этого профиля растет спрос. Студенты осваивают азы информационной безопасности в банке и специальные прикладные программы, связанные с банковской деятельностью. Они находят работу еще во время учебы, поэтому я думаю, что нам придется озаботиться лицензированием таких новых направлений подготовки, как бизнес-информатика и т. п.

— Вы сказали об уверенности работодателей в качестве подготовки ваших выпускников. Как вы осуществляете внутренний контроль качества образования?

— У нашего института большой опыт и самообследования, и оценки качества. У нас есть награды, связанные именно с качеством образования, а также тесные связи с экспертными организациями, которые занимаются оценкой качества. Весь этот опыт мы применяем в нашей СМК — системе менеджмента качества.

— Расскажите, пожалуйста, об общественно-профессиональной аккредитации ваших образовательных программ.
— Профессионально-общественная аккредитация подразумевает независимую оценку профессионального сообщества. В первую очередь для нас как международного института важной является именно международная оценка, тот же проект Triple E. Во-первых, у нас уже есть право принимать экзамен на сертификат Европейской ассоциации. Ожидается, что обновленный EFCB, после модификации по модели Triple E, будет свидетельством соответствия квалификации сертифицируемого самым последним европейским требованиям.
Для нас важно, чтобы европейские организации присваивали нам свои знаки качества. Мы работаем с профессиональными организациями в Петербурге и в России именно для подготовки методической базы оценки качества на европейском уровне. Существует множество организаций, которые этим занимаются, но нам бы хотелось принять участие в создании именно отраслевой организации оценки качества, привлечь туда максимальное количество как профессиональных участников, так и образовательных организаций, для того чтобы эта оценка была максимально объективной.
Во многих регионах идет работа по созданию так называемых ЦОСК — центров по оценке и сертификации квалификации —
по некоторым отраслям, пока в основном инженерным, но не всегда эта работа проходит с привлечением предприятий.

— Какие критерии обычно применяются для вынесения аккредитационных решений?
— Основной критерий — оценка качества образования. Он определяется на основании экспертиз результатов обучения по заявленной образовательной программе. Оценка гарантий качества образования дополняет оценку качества образования, характеризуя способность образовательного учреждения в течение срока аккредитации поддерживать и повышать качество образования, предоставляемого в рамках удостоверяемой программы.
В результате экспертной оценки по показателям устанавливаются ранговые значения, которые определяются степенью уверенности экспертов в том, что образовательная программа в течение срока аккредитации гарантирует не просто поддержку образования, но и улучшение его качества.
Положительное решение об аккредитации принимается только в случае, если критерий оценки качества и каждый критерий гарантий качества имеют значения 3, 4 или 5. В случае когда хотя бы один из критериев оценки гарантий имеет оценку 2, в аккредитации отказывают.

Автор: SpbStudent 15:08 28.11.2014

Добавить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать Вход

Комментарии   0